Школьный музей
Именно «память - это тот посох, на
который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим…» (В.П.Астафьев).
Музейная педагогика, воспитывающая гражданско-патриотические чувства,
способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций,
навыков исследовательской работы учащихся, столь необходимых в
современном мире. Проводимая интеграция музейной педагогики в учебный процесс
решает остро назревшую задачу – задачу воспитания гражданско-патриотических
качеств личности учащихся.
Сотниковская школа –
старейшая из школ Иволгинского района. Согласно официальному документу,
найденному в Национальном архиве РБ, в 2018 году школе исполнилось 105 лет. История
школы, тесно связанная с жизнью страны, богата своими традициями. В нашем ОУ
обучается несколько поколений учащихся.
Для решения задач патриотического воспитания в 1971
году в школе появился детский клуб «Краевед», председателем которого в течение
ряда лет была ученица Разуваева Зоя. Туристко – краеведческая работы в те годы
была основой воспитательной работы. Ею занимались тогда завуч, а сегодня
Заслуженный учитель РБ Мемхес Н.М., пионервожатая, а сегодня Почетный работник
Народного Образования Вишнякова В.В., учителя школы в то время Забанова М.М., Карцева
Г.Т., ныне Почетные работники Осодоева З.В., Кобелев И.А., Шехина Е.А, Заслуженный
учитель РБ Дамбиева Е.Ц., учащиеся – братья Дудкины, Валерий и Виктор, брат и
сестра Хлебодаровы, Николай и Мария, Макеев Сергей, Загузин Александр и многие
другие.
Краеведческий материал собирался в походах и
экскурсиях, черпался из рассказов старожилов и ветеранов. Учащиеся посещали
Национальный Архив РБ, в чем им помогала односельчанка и работница архива Щапова Л.Н.,
слушали рассказы уроженца села, бывшего директора геологического музея г. Улан
– Удэ, Шубина В.И. о минералогических богатствах Уточкиной пади и о старожилах
Сотниково. В основу истории отдельных
предприятий села так же легли материалы Заслуженного Учителя РБ Соколовской Г.И.,
которая печатала рассказы и об участниках Великой Отечественной войны села в
районной газете «Заря коммунизма» в 60е гг.
В 1977 г. собранный материал был оформлен в кабинете
истории 8-летней школы и прошел паспортизацию как школьный музей.
В 1986 году школа была реорганизована в среднюю и переехала в новое здание. Краеведческая работа активно была возобновлена в 1994 году с выходом теперь уже директора средней школы Мемхес Н.М. на пенсию и в 1995 году, к юбилею Победы, в новом здании была открыта комната Боевой Славы. К 100-летию школы в 2014 году к экспозиции о ветеранах села были добавлены уголки истории школы, этнографии села.
Сегодня цель работы школьного
музея:
- выявление интересующихся краеведением обучающихся
для расширения возможностей их развития (работа лекторского клуба при
школьном музее).
Задачи:
1. активизировать
работу по патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся;
2. знакомить
ребят с историей села, школы, с биографиями сотниковцев – участниках Великой
Отечественной войны, с односельчанами, внесшими вклад в развитие села, района,
республики
У
ребят – членов лекторского клуба «Патриот»
1. развивать
навыки у учащихся к поисково-исследовательской работе; знакомить обучающихся с
методами и приемами научного поиска.
2. развивать
коммуникативные способности учащихся,
умение слушать, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения; способствовать
овладению обучающимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с
докладами.
3. развивать
у обучающихся познавательную активность и творческие способности.
4. учить
ребят работать с научной литературой, отбирать, анализировать,
систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские
проблемы; грамотно оформлять научную работу.
Содержание работы
школьного музея:
Направления работы:
I. Работа с фондами музея
Данное направление
заключается в следующих видах работы:
1.Работа с
архивными материалами старого музея школы (перевод в цифровой формат), систематизация
фондов.
2. Установление
сетевого общения с Республиканским центром по туризму и краеведению в целях
получения паспортизации музея – документального оформления статуса музея.
II. Лекторская группа
д) Путеводитель
по селу Сотниково.
III. Поисковая работа
1. Продолжение работы по накоплению
краеведческого материала о следующих объектах села:
а) Сотниковская
птицефабрика
б) КСП
«Пригородное»;
в) Комбинат быта;
г) клуб;
д) почта;
е) медицинское
обслуживание,
2. Сбор биографий
старейших жителей села, внесших вклад в его развитие.
IV. Популяризация работы школьного
музея
1. Оформление
полученного материала в виде научно-исследовательских работ учащихся для
участия в НПК школы и района. 2. Установление
сетевого общения со школьными музеями Иволгинского района и города Улан-Удэ;
с различными специализированными
музеями республики |
3. Создание
своей Webстраницы
учащимися; создание общего сайта музея.